Объем и компоненты проекта «Экстренное реагирование на COVID-19 в Республике Беларусь» (далее – Проект) полностью согласованы с механизмом COVID-19 Fast Track Facility. При разработке Проекта учитывались лучшие практики других проектов, связанных с реагированием на COVID-19 в мире.
Проект реализуется Министерством здравоохранения Республики Беларусь (МЗ РБ) через специально созданную Группу руководства проектом (ГРП).
Экологический и социальный риск. Проект был подготовлен в соответствии с Рамочным документом по охране окружающей и социальной среды (РДООСС) с рейтингом экологического риска «Существенный» и рейтингом социального риска «Умеренный», в результате чего общий рейтинг риска РДООСС – «Значительный».
Определены четыре основные области рисков для проекта:
$1· (а)риски, связанные с ремонтом существующих организаций здравоохранения;
$1· (б)риски, связанные с обращением медицинских отходов;
$1· (в)риски, связанные с распространением вируса SARS-CoV-2 среди работников здравоохранения; а также
$1· (г)риски, связанные с распространением COVID-19 среди населения в целом.
Эти риски охватываются следующими экологическими и социальными стандартами (СЭС): СЭС 1, СЭС 2, СЭС 3, СЭС 4 и СЭС 10.
В целом Проект направлен на закупку товаров и материалов, необходимых для контроля за распространением SARS-CoV-2, а также является источником финансовых средств для подпроектов в организациях здравоохранения (далее – ОЗ) Республики Беларусь.
Для каждой ОЗ должен быть подготовлен и реализован ПУОСС, который определяет ожидаемые экологические и социальные риски, меры, которые необходимо предпринять для снижения этих рисков, и охватывает все применимые положения соответствующих СЭС.
ПУОСС содержит мероприятия для трех этапов проекта: (i) Часть 1. Институциональная и административная; (ii) Часть 2. Экологические и социальные риски и меры по смягчению и контролю инфекций и деятельность по обращению с медицинскими отходами и (iii) Часть 3. План экологического и социального мониторинга. Мероприятия для каждого этапа ПУОСС обеспечивают управление экологическими и социальными рисками организаций, связанными с реагированием на SARS-CoV-2, а также предотвращение и минимизацию загрязнения окружающей среды и вероятности заражения индивидуумов, защиту общественного здоровья.
Соответствующие меры и передовые методы по смягчению экологических и социальных последствий документированы в Руководстве Всемирного Банка Environmental Health and Safety (EHS) Guidelines, Руководстве ВОЗ COVID-19 Guidelines и в других передовых международных отраслевых практиках (Good International Industry Practices (GIIPs)). Они должны соблюдаться в совокупности с учетом локальных страновых условий. При определении мер по смягчению экологических и социальных последствий должно проводиться надлежащее вовлечение заинтересованных сторон, включая активное участие медицинских работников и специалистов по обращению с медицинскими отходами.
Часть 1. Институциональная и административная | ||||
Страна | Республика Беларусь | |||
Название Проекта | Экстренное реагирование на COVID-19 в Республике Беларусь | |||
Объем проекта и его содержание | Целью реализации Проекта является укрепление отдельных аспектов системы здравоохранения Республики Беларусь для ответных мер в отношении вспышки коронавирусной инфекции COVID-19 (SARS-CoV-2), оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации. Проект направлен на: (i) усиление потенциала отделений интенсивной терапии (анестезиологии и реанимации) орагнизаций здравоохранения; (ii) повышение эффективности скорой (неотложной) медицинской помощи на догоспитальном этапе; (iii) поддержку службы лабораторной диагностики; (iv) поддержку коммуникацонной стратегии и плана реагирования на чрезвычайную ситуацию, связанную с распространением COVID-19. | |||
Ответственные лица по управлению
(Ф.И.О. и контактная информация) |
Всемирный банк
(Руководитель проекта Эльвира Анадолу) |
ОУП
(Руководитель группы Андрей Анатольевич Кобель) |
Учреждение здравоохранения «Житковичская центральная районная больница» (главный врач Котлерчук Людмила Викторовна) | |
Ответственные лица за реализацию
(Ф.И.О. и контактная информация) |
Специалист Всемирного банка по РДООСС Аркадий Капчелеа | Лицо, осуществляющее надзор за реализацией РДООСС Светлана Владимировна Дедович | Заместитель главного врача по медицинской части Прокопович Надежда Ивановна | |
ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА | ||||
Наименование ОЗ | 1. Учреждение здравоохранения «Житковичская центральная районная больница» | |||
Местоположение объекта, включая приложение с картой ОЗ | 2. Юридический адрес: 247960 Гомельская область, г. Житковичи, ул. Советская, 19;
Организация здравоохранения расположена в северной части города, вблизи жилой зоны (менее 100м) и железной дороги. Географические координаты 52.220483, 27.862677.
ЦРБ граничит с железной дорогой. |
|||
Географическое описание местности | 3. Климатические условия – континентальный умеренный климат. Рельеф – равнинный. | |||
Характеристика организации здравоохранения, в которой располагается объект | 4. Тип ОЗ – центральная районная больница.
5. Профиль структурного подразделений для оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19 (SARS-CoV-2) – отделение реанимации и интенсивной терапии – перепрофилирование в период эпидподъёма заболеваемости; 6. Инфекционный контроль – в соответствии с Постановлением от 03.03.2020 № 130 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований». Классы чистоты помещений ЦРБ: 1 класс – операционный блок; 2 класс – ЦСО, послеоперационная палата в составе хирургического отделения; 3 класс – перевязочные кабинеты, предоперационная палата, прививочный кабинет ЦРБ, зал интенсивной терапии и реанимации. 4 класс – палаты хирургическоого отделения. 7. Система водоснабжения – центральное водоснабжение; Система водоотведения (канализации) – централизованная канализационная система г. Житковичи; централизованного теплоснабжения. 8. Структура коечного фонда ЦРБ: отделение терапии – 50 койки, хирургическое отделение – 45 койки, отделение реанимации – 6 коек, инфекционное отделение – 10 коек, педиатрическое отделение – 15 коек, неврологическое отделение – 35 коек, акушерско-гинекологическое – 22 койки. |
|||
Система инфекционного контроля и обращения с отходами | Система инфекционного контроля и обращения с отходами в ОЗ:
9. Перечень и количество отходов производства, разрешенных к захоронению на объектах захоронения отходов: отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения – 115,65 т/год, отходы, загрязнённые кровью или биологическими жидкостями неинфицирующими, обеззараженные (обезвреженные) – 1,42 т/год, зола от сжигания брикета с древесиной – 30 т/год., анатомические отходы- 0,116 т/год, отдано на переработку: отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности – 14.2 т/год, стеклобой бесцветный тарный -15,46 т/год, пластмассовая упаковка – 1,2 т/год, свинцовые аккумуляторы отработанные -0,09 т/год, изношенные шины с металокортом – 1,0 т/год, острые предметы- 0,057 т/год, одноразовые шприцы бывшие в употреблении, обеззараженные – 1,425 т/год (согласно Инструкции по обращению с отходами производства от 15.11.2018г.). 10. Бытовые вывозятся на полигон ТБО, опасные – сбор в специально оборудованном складе, с последующей сдачей на переработку специализированным организациям, медицинские отходы – на объекты согласно реестру объектов по использованию отходов и реестру объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Классификация отходов СИЗ, костюмов (код 5820903, степень и класс опасности 4) – захоронение на полигоне ТКО г. Житковичи после обеззараживания (дезинфекции) согласно Постановления от 07.02.2018 № 14 «Об утверждении Санитарных норма и правил «Санитарно-эпидемиологические требования по обращению с медицинскими отходами». 11. Указать ответственные лица в ОЗ для контроля инфекционных заболеваний и обращения с отходами – начальник хозяйственной службы ЦРБ, главная медицинская сестра ЦРБ, старшие медицинские сестры структурных подразделениями ЦРБ (приказ главного врача № 153 от 02.04.2021г.) 12. Применимые меры по управлению обращением с отходами (по каждому подпункту ответить да, нет, не предусмотрено): · минимизация, повторное использование и переработка отходов, включая методы и процедуры для минимизации образования отходов; (да) · доставка и хранение образцов, проб, реагентов, лекарственных препаратов и медицинских изделий, включая методы и процедуры для минимизации рисков, связанных с доставкой, получением и хранением опасных медицинских товаров; (да) · сортировка отходов, упаковка, и маркировка – необходимо проводить разделение отходов на месте их образования и применять принятый на международном уровне метод их упаковки и маркировки; (да) · сбор и транспортировка на месте – применение методов и процедур для своевременного удаления надлежащим образом упакованных и маркированных отходов с использованием специально предназначенной упаковки, средств перемещения и маршрутов, а также дезинфекция соответствующих инструментов и помещений, обеспечение гигиены и безопасности соответствующих вспомогательных работников здравоохранения, таких как санитарки, сестры-хозяйки и т.д.; (да) · хранение отходов – наличие нескольких площадок для хранения отходов, предназначенных для различных типов отходов, их надлежащее обслуживание и дезинфекция, а также вывоз инфекционных отходов из хранилища ОЗ для утилизации в течение 24 часов; (нет) · обработка и утилизация отходов на месте (например, мусоросжигательная установка) – проведение должной проверки существующей мусоросжигательной установки и изучение ее технической исправности, технологической мощности, эксплуатационных характеристик и возможностей оператора, исходя из чего, – обеспечение корректирующих мер; (не предусмотрено) · транспортировка и вывоз отходов на объекты по использованию, обезвреживанию и (или) захоронению отходов за пределами площадки – объекты могут включать мусоросжигательные установки, полигон для захоронения опасных отходов, которые также нуждаются в должной проверке, предоставляя, при необходимости, корректирующие меры, согласованные с государственным органом или операторами частного сектора; (да) · очистка сточных вод – сточные воды, образовавшиеся в результате дезинфекции отработанных медицинских изделий отводятся в централизованные системы водоотведения согласно нормативам Постановления от 07.02.2018 № 14 «Об утверждении Санитарных норма и правил «Санитарно-эпидемиологические требования по обращению с медицинскими отходами». |
|||
Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагированию | 13. План реагирования на чрезвычайные ситуации УЗ «Житковичская ЦРБ» утвержден приказом
главного врача 04.01.2021г №43. Ответственные лица – заместитель главного врача по медицинской части Прокопович Н.И. .заместитель главного врача по медицинскому обслуживанию населения Цупик Н.Г. |
|||
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО | ||||
Национальное и местное законодательство и разрешения, применимые к проектной деятельности | Нормативная правовая база Проекта включает в себя ряд национальных законов, норм и правил, экологических и социальных стандартов и руководств Группы Всемирного Банка, а также руководящих документов ВОЗ:
Закон от 18 июля 2016г. №399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»; Закон Республики Беларусь от 7 января 2012г. №340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008г. №356-З «Об охране труда»; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2017 №47 «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2020 №624 «О мерах по предотвращению распространения инфекционного заболевания»; Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.04.2020 № 36 «О реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.2020 № 208»; Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 07.02.2018 №14 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»; Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 1106 от 20.10.2020 «О некоторых вопросах оказания медицинской помощи пациентов с инфекцией COVID-19»; Экологические и социальные стандарты ВБ: СЭС1 – Оценка и управление экологическими и социальными рисками и воздействиями; СЭС2 – Труд и условия труда; СЭС3 – Ресурсы и эффективность, предотвращение загрязнения и управление им; СЭС4 – Здоровье и безопасность сообщества; Руководящие принципы ГБОС по охране окружающей среды и технике безопасности (Общие руководящие принципы ГБОС: (a) ГБОС 2.5 – Биологические опасности; (b) ГБОС 2.7 – Средства индивидуальной защиты (СИЗ); (c) ГБОС 3.5 – Перевозка опасных материалов; и, (d) ГБОС 3.6 – Профилактика заболеваний); Руководство IFC по охране окружающей среды, здоровья и безопасности для организаций здравоохранения; Техническое руководство Всемирной Организации Здравоохранения по следующим вопросам: (i) лабораторная биобезопасность, (ii) профилактика инфекций и борьба с ними, (iii) права, роли и обязанности работников здравоохранения, в том числе ключевые аспекты безопасности и гигиены труда, (iv) водоснабжение, санитария, гигиена и утилизация отходов, (v) карантин лиц, (vi) рациональное использование СИЗ, (vii) источники и распределение кислорода для центров обработки COVID-19. |
|||
РАЗМЕЩЕНИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ | ||||
Определить, когда и где документ был размещен и проведено его общественное обсуждение | 14. 07.04.2021 вывешен на сайте УЗ «Житковичская ЦРБ» ПУОСС с дальнейшим мониторингом комментариев и замечаний. | |||
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И НАРАЩИВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА | ||||
Реализация институциональных механизмов. Запланированные / проведенные мероприятия по наращиванию потенциала организации | 15.Ответственные на каждом этапе полного цикла инфекционного контроля и обращения с отходами: на уровне структурных подразделений – старшие медицинские се6стры, фельдшеры ФАПов, на уровне ЦРБ – главная медицинская сестра Акунец П.Н., на уровне обращения отходов – начальник хозяйственной службы Хотянович И.М.
16.Ответственные за инфекционный контроль и биобезопасность, а также за работу по обращению с отходами: главная медицинская сестра Акунец П.Н.., начальник хозяйственной службы Хотянович И.М. 17.Ответственность руководителя ЦРБ за инфекционный контроль и утилизацию отходов – приказ № 153 от 02.04.2021 «По назначению ответственных лиц за обращение с медицинскими отходами»; 18. Вовлечение всех соответствующих структурных подразделений УЗ «Житковичкая ЦРБ» и создание внутриведомственной команды для управления, координации и регулярного анализа проблем и результатов работы; 19.Ответственное лицо по системе управления информацией для отслеживания и регистрации потоков отходов в УЗ «Житковичская ЦРБ» – главная медицинская сестра Акунец П.Н.; 20.Мероприятия по обучению работников, в том числе работников по управлению обращения с отходами, санитарок, сестер-хозяек: ежеквартальные обучающие занятия в структурных подразделениях ЦРБ. 21.Ответственное лицо со стороны руководства, которые ответственное за рассмотрение обращений работников по вопросам инфекционного контроля и обращения с отходами – заместитель главного врача по медицинской части Прокопович Н.И. |