Объем и компоненты проекта «Экстренное реагирование на COVID-19 в Республике Беларусь» (далее – Проект) полностью согласованы с механизмом COVID-19 Fast Track Facility. При разработке Проекта учитывались лучшие практики других проектов, связанных с реагированием на COVID-19 в мире.

Проект реализуется Министерством здравоохранения Республики Беларусь (МЗ РБ) через специально созданную Группу руководства проектом (ГРП).

Экологический и социальный риск. Проект был подготовлен в соответствии с Рамочным документом по охране окружающей и социальной среды (РДООСС) с рейтингом экологического риска «Существенный» и рейтингом социального риска «Умеренный», в результате чего общий рейтинг риска РДООСС – «Значительный».

Определены четыре основные области рисков для проекта:

$1·         (а)риски, связанные с ремонтом существующих организаций здравоохранения;

$1·         (б)риски, связанные с обращением медицинских отходов;

$1·         (в)риски, связанные с распространением вируса SARS-CoV-2 среди работников здравоохранения; а также

$1·         (г)риски, связанные с распространением COVID-19 среди населения в целом.

Эти риски охватываются следующими экологическими и социальными стандартами (СЭС): СЭС 1, СЭС 2, СЭС 3, СЭС 4 и СЭС 10.

В целом Проект направлен на закупку товаров и материалов, необходимых для контроля за распространением SARS-CoV-2, а также является источником финансовых средств для подпроектов в организациях здравоохранения (далее – ОЗ) Республики Беларусь.

Для каждой ОЗ должен быть подготовлен и реализован ПУОСС, который определяет ожидаемые экологические и социальные риски, меры, которые необходимо предпринять для снижения этих рисков, и охватывает все применимые положения соответствующих СЭС.

ПУОСС содержит мероприятия для трех этапов проекта: (i) Часть 1. Институциональная и административная; (ii) Часть 2. Экологические и социальные риски и меры по смягчению и контролю инфекций и деятельность по обращению с медицинскими отходами и (iii) Часть 3. План экологического и социального мониторинга. Мероприятия для каждого этапа ПУОСС обеспечивают управление экологическими и социальными рисками организаций, связанными с реагированием на SARS-CoV-2, а также предотвращение и минимизацию загрязнения окружающей среды и вероятности заражения индивидуумов, защиту общественного здоровья.

Соответствующие меры и передовые методы по смягчению экологических и социальных последствий документированы в Руководстве Всемирного Банка Environmental Health and Safety (EHS) Guidelines, Руководстве ВОЗ COVID-19 Guidelines и в других передовых международных отраслевых практиках (Good International Industry Practices (GIIPs)). Они должны соблюдаться в совокупности с учетом локальных страновых условий. При определении мер по смягчению экологических и социальных последствий должно проводиться надлежащее вовлечение заинтересованных сторон, включая активное участие медицинских работников и специалистов по обращению с медицинскими отходами.

Часть 1. Институциональная и административная
Страна Республика Беларусь
Название Проекта Экстренное реагирование на COVID-19 в Республике Беларусь
Объем проекта и его содержание Целью реализации Проекта является укрепление отдельных аспектов системы здравоохранения Республики Беларусь для ответных мер в отношении вспышки коронавирусной инфекции COVID-19 (SARS-CoV-2), оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации. Проект направлен на: (i) усиление потенциала отделений интенсивной терапии (анестезиологии и реанимации) орагнизаций здравоохранения; (ii) повышение эффективности скорой (неотложной) медицинской помощи на догоспитальном этапе; (iii) поддержку службы лабораторной диагностики; (iv) поддержку коммуникацонной стратегии и плана реагирования на чрезвычайную ситуацию, связанную с распространением COVID-19.
Ответственные лица по управлению

 

(Ф.И.О. и контактная информация)

Всемирный банк

 

(Руководитель проекта Эльвира Анадолу)

ОУП

 

(Руководитель группы Андрей Анатольевич Кобель)

Учреждение здравоохранения «Житковичская центральная районная больница» (главный врач Котлерчук Людмила Викторовна)
Ответственные лица за реализацию

 

(Ф.И.О. и контактная информация)

Специалист Всемирного банка по РДООСС Аркадий Капчелеа Лицо, осуществляющее надзор за реализацией РДООСС Светлана Владимировна Дедович Заместитель главного врача по медицинской части Прокопович Надежда Ивановна  
ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА
Наименование ОЗ 1. Учреждение здравоохранения «Житковичская центральная районная больница»
Местоположение объекта, включая приложение с картой ОЗ 2. Юридический адрес: 247960 Гомельская область, г. Житковичи, ул. Советская, 19;

 

Организация здравоохранения расположена в северной части города, вблизи жилой зоны (менее 100м) и железной дороги. Географические координаты 52.220483, 27.862677.

 

ЦРБ граничит с железной дорогой.

Географическое описание местности 3. Климатические условия – континентальный умеренный климат. Рельеф – равнинный.
Характеристика организации здравоохранения, в которой располагается объект 4. Тип ОЗ – центральная районная больница.

 

5. Профиль структурного подразделений для оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19 (SARS-CoV-2) – отделение реанимации и интенсивной терапии – перепрофилирование в период эпидподъёма заболеваемости;

6. Инфекционный контроль – в соответствии с Постановлением от 03.03.2020 № 130 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований».

Классы чистоты помещений ЦРБ: 1 класс – операционный блок;

2 класс – ЦСО, послеоперационная палата в составе хирургического отделения;

3 класс – перевязочные кабинеты, предоперационная палата, прививочный кабинет ЦРБ, зал интенсивной терапии и реанимации.

4 класс – палаты хирургическоого отделения.

7. Система водоснабжения – центральное водоснабжение;

Система водоотведения (канализации) – централизованная канализационная система г. Житковичи;

централизованного теплоснабжения.

8. Структура коечного фонда ЦРБ: отделение терапии – 50 койки, хирургическое отделение – 45 койки, отделение реанимации – 6 коек, инфекционное отделение – 10 коек, педиатрическое отделение – 15 коек, неврологическое отделение – 35 коек, акушерско-гинекологическое – 22 койки.

Система инфекционного контроля и обращения с отходами Система инфекционного контроля и обращения с отходами в ОЗ:

 

9. Перечень и количество отходов производства, разрешенных к захоронению на объектах захоронения отходов: отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения – 115,65 т/год, отходы, загрязнённые кровью или биологическими жидкостями неинфицирующими, обеззараженные (обезвреженные) – 1,42 т/год, зола от сжигания брикета с древесиной – 30 т/год., анатомические отходы- 0,116 т/год, отдано на переработку: отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности – 14.2 т/год, стеклобой бесцветный тарный -15,46 т/год, пластмассовая упаковка – 1,2 т/год, свинцовые аккумуляторы отработанные -0,09 т/год, изношенные шины с металокортом – 1,0 т/год, острые предметы- 0,057 т/год, одноразовые шприцы бывшие в употреблении, обеззараженные – 1,425 т/год (согласно Инструкции по обращению с отходами производства   от 15.11.2018г.).

10. Бытовые вывозятся на полигон ТБО, опасные – сбор в специально оборудованном складе, с последующей сдачей на переработку специализированным организациям, медицинские отходы – на объекты согласно реестру объектов по использованию отходов и реестру объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Классификация отходов СИЗ, костюмов (код 5820903, степень и класс опасности 4) – захоронение на полигоне ТКО г. Житковичи после обеззараживания (дезинфекции) согласно Постановления от 07.02.2018 № 14 «Об утверждении Санитарных норма и правил «Санитарно-эпидемиологические требования по обращению с медицинскими отходами».

11. Указать ответственные лица в ОЗ для контроля инфекционных заболеваний и обращения с отходами – начальник хозяйственной службы ЦРБ, главная медицинская сестра ЦРБ, старшие медицинские сестры структурных подразделениями ЦРБ (приказ главного врача № 153 от 02.04.2021г.)

12. Применимые меры по управлению обращением с отходами (по каждому подпункту ответить да, нет, не предусмотрено):

· минимизация, повторное использование и переработка отходов, включая методы и процедуры для минимизации образования отходов; (да)

· доставка и хранение образцов, проб, реагентов, лекарственных препаратов и медицинских изделий, включая методы и процедуры для минимизации рисков, связанных с доставкой, получением и хранением опасных медицинских товаров; (да)

· сортировка отходов, упаковка, и маркировка – необходимо проводить разделение отходов на месте их образования и применять принятый на международном уровне метод их упаковки и маркировки; (да)

· сбор и транспортировка на месте – применение методов и процедур для своевременного удаления надлежащим образом упакованных и маркированных отходов с использованием специально предназначенной упаковки, средств перемещения и маршрутов, а также дезинфекция соответствующих инструментов и помещений, обеспечение гигиены и безопасности соответствующих вспомогательных работников здравоохранения, таких как санитарки, сестры-хозяйки и т.д.; (да)

· хранение отходов – наличие нескольких площадок для хранения отходов, предназначенных для различных типов отходов, их надлежащее обслуживание и дезинфекция, а также вывоз инфекционных отходов из хранилища ОЗ для утилизации в течение 24 часов; (нет)

· обработка и утилизация отходов на месте (например, мусоросжигательная установка) – проведение должной проверки существующей мусоросжигательной установки и изучение ее технической исправности, технологической мощности, эксплуатационных характеристик и возможностей оператора, исходя из чего, – обеспечение корректирующих мер; (не предусмотрено)

· транспортировка и вывоз отходов на объекты по использованию, обезвреживанию и (или) захоронению отходов за пределами площадки – объекты могут включать мусоросжигательные установки, полигон для захоронения опасных отходов, которые также нуждаются в должной проверке, предоставляя, при необходимости, корректирующие меры, согласованные с государственным органом или операторами частного сектора; (да)

· очистка сточных вод – сточные воды, образовавшиеся в результате дезинфекции отработанных медицинских изделий отводятся в централизованные системы водоотведения согласно нормативам Постановления от 07.02.2018 № 14 «Об утверждении Санитарных норма и правил «Санитарно-эпидемиологические требования по обращению с медицинскими отходами».

Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагированию 13. План реагирования на чрезвычайные ситуации УЗ «Житковичская ЦРБ» утвержден приказом

 

главного врача 04.01.2021г №43.

Ответственные лица – заместитель главного врача по медицинской части Прокопович Н.И.

.заместитель главного врача по медицинскому обслуживанию населения Цупик Н.Г.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Национальное и местное законодательство и разрешения, применимые к проектной деятельности Нормативная правовая база Проекта включает в себя ряд национальных законов, норм и правил, экологических и социальных стандартов и руководств Группы Всемирного Банка, а также руководящих документов ВОЗ:

 

Закон от 18 июля 2016г. №399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»;

Закон Республики Беларусь от 7 января 2012г. №340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008г. №356-З «Об охране труда»;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2017 №47 «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2020 №624 «О мерах по предотвращению распространения инфекционного заболевания»;

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.04.2020 № 36 «О реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.2020 № 208»;

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 07.02.2018 №14 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»;

Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 1106 от 20.10.2020 «О некоторых вопросах оказания медицинской помощи пациентов с инфекцией COVID-19»;

Экологические и социальные стандарты ВБ:

СЭС1 – Оценка и управление экологическими и социальными рисками и воздействиями;

СЭС2 – Труд и условия труда;

СЭС3 – Ресурсы и эффективность, предотвращение загрязнения и управление им;

СЭС4 – Здоровье и безопасность сообщества;

Руководящие принципы ГБОС по охране окружающей среды и технике безопасности (Общие руководящие принципы ГБОС: (a) ГБОС 2.5 – Биологические опасности; (b) ГБОС 2.7 – Средства индивидуальной защиты (СИЗ); (c) ГБОС 3.5 – Перевозка опасных материалов; и, (d) ГБОС 3.6 – Профилактика заболеваний);

Руководство IFC по охране окружающей среды, здоровья и безопасности для организаций здравоохранения;

Техническое руководство Всемирной Организации Здравоохранения по следующим вопросам:

(i) лабораторная биобезопасность,

(ii) профилактика инфекций и борьба с ними,

(iii) права, роли и обязанности работников здравоохранения, в том числе ключевые аспекты безопасности и гигиены труда,

(iv) водоснабжение, санитария, гигиена и утилизация отходов,

(v) карантин лиц,

(vi) рациональное использование СИЗ,

(vii) источники и распределение кислорода для центров обработки COVID-19.

РАЗМЕЩЕНИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ
Определить, когда и где документ был размещен и проведено его общественное обсуждение 14. 07.04.2021 вывешен на сайте УЗ «Житковичская ЦРБ» ПУОСС с дальнейшим мониторингом комментариев и замечаний.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И НАРАЩИВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА
Реализация институциональных механизмов. Запланированные / проведенные мероприятия по наращиванию потенциала организации 15.Ответственные на каждом этапе полного цикла инфекционного контроля и обращения с отходами: на уровне структурных подразделений – старшие медицинские се6стры, фельдшеры ФАПов, на уровне ЦРБ – главная медицинская сестра Акунец П.Н., на уровне обращения отходов – начальник хозяйственной службы Хотянович И.М.

 

16.Ответственные за инфекционный контроль и биобезопасность, а также за работу по обращению с отходами: главная медицинская сестра Акунец П.Н.., начальник хозяйственной службы Хотянович И.М.

17.Ответственность руководителя ЦРБ за инфекционный контроль и утилизацию отходов – приказ № 153 от 02.04.2021 «По назначению ответственных лиц за обращение с медицинскими отходами»;

18. Вовлечение всех соответствующих структурных подразделений УЗ «Житковичкая ЦРБ» и создание внутриведомственной команды для управления, координации и регулярного анализа проблем и результатов работы;

19.Ответственное лицо по системе управления информацией для отслеживания и регистрации потоков отходов в УЗ «Житковичская ЦРБ» – главная медицинская сестра Акунец П.Н.;

20.Мероприятия по обучению работников, в том числе работников по управлению обращения с отходами, санитарок, сестер-хозяек: ежеквартальные обучающие занятия в структурных подразделениях ЦРБ.

21.Ответственное лицо со стороны руководства, которые ответственное за рассмотрение обращений работников по вопросам инфекционного контроля и обращения с отходами – заместитель главного врача по медицинской части Прокопович Н.И.