Интернет-мошенники хитры и активны – на их уловки попадаются все
больше людей. Как обезопасить себя?
Звонящий представляется сотрудником службы безопасности банка и уверяет: “С вашей карты кто-то хотел похитить деньги, для отмены операции назовите свои данные”. Выманив сведения, мошенник выводит со счета все средства и исчезает.
Как не попасться? Скажите, что вы не клиент этого учреждения (даже если это так). Если на той стороне мгновенно переключат на “специалиста из вашего банка” – это точно мошенничество.
Или просто положите трубку и перезвоните в банк сами. только номер телефона смотрите не во “Входящих”, а на сайте.
Мошенники в соцсетях создают группу якобы с целью сбора средств на лечение тяжелобольного. Деньги предсказуемо забирают себе.
Как не попасться? Запросите у администратора группы справки, документы , другие дополнительные сведения.
Преступник взламывает чужие соцсети и рассылает друзьям пользователя сообщения с просьбой сбросить денег или отправить откровенные фото. Мошенник заранее изучает переписку жертвы и выбирает максимально похожий стиль письма.
Как не опасться? Позвоните другу и уточните, действительно ли он вам пишет. Если нет возможности позвонить – напишите в другом мессенджере.
Вор создает в социальной сети (чаще в Instagram и “ВКонтакте”) страницу якобы интернет-магазин с подозрительно низкими ценами. Когда жертва вносит предоплату или перечисляет всю стоимость товара, то оказывается в “черном списке” и больше не может связаться с продавцом.
Как не попасться? На странице найдите реквизиты продавца (как минимум, УНП, который должен указываться обязательно) и проверьте их на сайте kartoteka.by, поищите отзывы через поисковик. Настаивайте на отправке с наложенным платежом (оплата при получении).
Выставив низкую цену за аренду квартиры, мошенник ждет откликов. В переписке уверяет: интерес большой, чтобы оставить бронь – внесите предоплату. Дальше два пути: или бросает фейковую страницу и сразу крадет введенные данные карты, или дает реальные реквизиты своего пластика (усыпляет бдительность). Во втором случае будьте готовы получить сообщение об отмене сделки с извинениями и просьбой прислать информацию о счете якобы для возврата средств.
Как не попасться? Настаивайте на личной встрече для передачи денег под расписку.
Еще одна простоя проверка – попросить созвониться: фальшивые “арендодатели” под разными предлогами избегают живых разговоров.
Человек активно интересуется товаром на торгой площадке (том же “Куфаре”) и просит либо отправить посылку курьером (тяжело нести с почты/не может отлучится с работы), либо прямо сейчас принять предоплату на карту. Следом в переписку летит фишинговая ссылка, где нужно указать данные карточки.
Как не попасться? Откажитесь от таких форм оплаты/доставки.
Не вводите данные карты (особенно – срок действия и CVV-код) на сайтах, куда перешли по ссылкам от незнакомцев.
Не соглашайтесь уходить с торговой площадки и продолжать переписку в другом приложении.
На почту или в личку приходят письма вроде “Вы сделали репост и выиграли приз!”. Или кто-то на сайте-барахолке обещает отдать даром дорогой гаджет. Следом – условия получения: надо указать паспортные данные и заплатить за доставку (страховку).
Как не попасться? Не переходите ни по каким ссылкам из письма (даже если они якобы ведут к результатам игры). Через поисковик узнайте, действительно ли розыгрыш был проведен, есть ли другие призеры.
Человек просит ваш телефон срочно позвонить кому-то, потому как у него сел аккумулятор. Получив мобильный, мошенник быстро устанавливает на него следящее приложение. Как только вы решите войти в интернет-банкинг, вор перепишет данные и опустошит счет или прямо в личном кабинете возьмет кредит.
Как не попасться? Лучше вовсе не давать свой смартфон кому-то. Или набирайте номер сами и блокируйте экран, когда будете передавать гаджет для разговора.